Памятники в Дубне: Летающая смерть, Золотая Гиря, Ротонда

Памятники и достопримечательности Дубны

Сегодня посещаем следующие три экспоната в подмосковной Дубне. Скажу сразу, у первого необычная история. Его собирали по кусочкам в лесу. Потом в мастерской чистили все детали, собирали в единое целое. Всех деталей не хватило, использовали похожие.

И собирали его не как самолёт, а как памятник. Отличия существенные. Боевой самолёт Великой Отечественной Войны не готовили к многолетнему стоянию под всеми стихиями. Такие самолёты следовало правильно хранить, правильно консервировать.

Тем кто его собирал, пришлось не мало потрудиться, чтобы правильно обработать, правильно пересобрать, и водрузить на свежий постамент из бетона и железа. Люди с большой буквы.

Ил-2

Самолёт ИЛ-2

“Чума”, “Летающая смерть”, “Бетонный самолёт”, “Летающий танк”, как только не называли самый массовый самолёт за всю историю военной авиации. Ил-2 не просто штурмовик.

Разработан выдающимся конструктором Сергеем Владимировичем Ильюшиным. Выпуск начался в начале 1941 года. Ил-2 бил врага, как говорится, по всем фронтам. А точнее, на всех фронтах.

Броня самолёта состояла из металлических листов от 4 до 6 миллиметров. Броня являлась каркасом и обшивкой, передней и средней части фюзеляжа. Сначала Ильюшин разработал его для двух пилотов. Но большие потери лётного состава, в начале войны, вынудили поставить приоритет в сторону одноместных самолётов.По приказу сверху пришлось переделать. Кабину воздушного стрелка прикрывающего заднюю полусферу пришлось убрать. Однако как показала практика, это делать не стоило. Слишком велики потери. В одноместные версии стали устанавливать муляжи заднего орудия. Через год кабину стрелка вернули. Но его защищённость была гораздо слабее, чем кабина пилота.

Самолёт вооружался парой пушек в крыльях, два пулемёта (тоже в крыльях). Так же комплектовался авиабомбами и реактивными снарядами.

Реактивный снаряд РС - 132

Реактивные снаряды

Реактивный снаряд (неуправляемый) класса воздух-поверхность. Разрабатывался в период 1929-37 годы. Предварительные цели — корабли, танки, техника, укрепления. Однако практика показала малую эффективность, поскольку это требовало точно попадания. Что было небольшой проблемой из-за неуправляемости РС. Наибольший урон снаряды наносили живой силе и лёгкой технике противника. Но на Ил-2 устанавливался бронебойный вариант.

Предыдущая версия РС-82 также устанавливалась на бомбардировщики, боевой частью в сторону хвоста. Использовались как оборонительное оружие.

Фугасная авиабомба ФАБ-100

Фугасная авиабомба

Фугасная авиабомба. Разработана в 1931-32 годах. Весом 100 килограмм. Масса взрывчатого вещества 70кг. Фугасные бомбы часто имеют усиленный корпус для большего проникновения в грунт или в межэтажные перекрытия. За годы войны, количество ФАБ-100, составляло от 50 до 70 процентов, от общего количества выпускаемых авиабомб.

Ил-2 был необычным самолётом своего времени. Первое время были громадные потери из-за неправильно применения. Пилотов спешно переучивали пользоваться новой машиной.

Не знаю, как это получилось, но не только в частях, но и в самом управлении 8-й воздушной армии не было необходимых документов по боевому применению Ил-2. А раз так, то лётчики действовали по своему разумению, часто не самым рациональным способом.
— Из воспоминаний маршала авиации И. И. Пстыго

Памятник установлен в 2008 году. Одно из производств самолётов было организовано в посёлке Иваньково (именем которого названо водохранилище и ГЭС). Именно этот экземпляр изготовлен в Нижнем Тагиле. Потерпел аварию недалеко от аэродрома Борки (в 15 км. от Дубны).

Памятный камень

Памятная табличка коротко рассказывает об истории самолёта и его пилоте. Гранитный камень взят из кусочков оставшихся от взорванного Сталина, о котором рассказывал в одной из предыдущих заметок. Корпус собран из кусков пяти самолётов. Колёса от АН-2. Винт, предположительно, от неизвестного истребителя. Проделана титаническая работа, начиная со сбора кусков в бронелистов в лесу, заканчивая сборкой установочной конструкции. Вес всех элементов памятника (самолёт, рама, фундамент, облицовка и т.д.) порядка 140 тонн.

Самолёт сбоку

К сожалению к памятнику отсутствуют нормальные подходные пути. Дорожки внезапно обрываются возле проезжей дороги, не доходя до тротуара. Общая конструкция выглядит впечатляюще.

Спутниковая карта
Находится на пересечении трёх улиц: Станционная, Строителей и Сахарова.
Координаты: 56.743751, 37.171706

Гиря

Золотая гиря

Примерно в километре от Волги разместился дворец спорта “Радуга”.

У входа в который, в 2017 году, установили “самую большую гирю в мире”. Вес гири 1500 килограмм, высота два с половиной метра, два метра диаметром, окружность 6.28 метра.

Вообще эту гирю нельзя назвать ни памятником, ни самой большой гирей. Это макет спортивного инвентаря, является нечто вроде вывески у входа в учреждение. Установки гири приурочена к десятилетию работы дворца спорта. Первоначальная задумка была сделать гирю высотой метр двадцать. Но один из скульпторов предложил увеличить до четырёх метров. Но поскольку воплощать идею планировалось небольшими силами, остановились на двух с половиной.

Табличка с информацией о гире

По данным сайта 360tv.ru, гирю делали несколько месяцев. Внутри пенопласт, армирующий каркас, и наружная штукатурка. Покрашено позолоченной краской. На штукатурку потрачено семь мешков цемента и пятнадцать мешков сухой смеси.

Самая тяжёлая гиря, используемая в тренировках силовых экстремалов, сделана в Перми. Её вес 84.2кг. Она сделана по подобию индивидуальной гири Дикуля. Но немного тяжелее и отличается конструкция ручки.

Также в 2012 году была отлита 100-пудовая гиря (1600 килограмм). Стоит в Верхнеуральске. Она является перевозным экспонатом. Выставляется на различных праздниках и соревнованиях с участием силачей.

Дворец спорта

Дубненскую “скульптуру” поставили на место вечно неработающего фонтана. Пустить воду и завершить утверждённый проект, то ли денег не хватило, то ли организационные вопросы оказались непреодолимой силы. Если бы делали действительно самую большую чугунную гирю, то она весила бы чуть больше двух тысяч пудов (более тридцати двух тысяч тонн).

Спутниковая карта
Физически находится возле улицы Вернова. Но с этой улицы можно только пройти пешком. Въезд на общественную парковку с улицы Макаренко.
Координаты: 56.753545, 37.158542

Ротонда

Ротонда и тюльпаны

Памятники Дубны имеют несколько направлений. Это памятники по событиям связанными с Великой Отечественной Войной. В городе есть предприятия работавшие в те годы. Памятники посвящённые учёным (не просто так город имеет статус наукограда). И местечковые “инсталляции-вывески”. Ротонда поставленная в честь воинов-афганцев слегка выбивается из общей тематической базы, но всё же посвящена памяти погибшим.

Википедия: Рото́нда — цилиндрическая постройка, обычно увенчанная куполом. По окружности ротонды часто расположены колонны.

Советско-афганская война началась в 1979 году и продлилась немногим менее десяти лет. Двадцать лет прошло с момента вывода советских войск из Афганистана. Официальные потери СССР - 15 031 человек, не считая раненых, покалеченных, контуженных. На берегу реки Волга, в 2000 году, поставлена Ротонда, во имя памяти погибших бойцов

Покосившийся памятный камень

По окружности купола надпись “Город помнит своих сынов — воинов. Героям живым и со славою павшим посвящается”. Рядом стоит покосившийся камень. Обычно на нем табличка с именами жителей Дубны, погибшими на этой войне. На момент посещения висел венок. Вероятно табличку унесли на реконструкцию.

Фотографии погибших

Погибшие были перечислены на фотографии в рамке, которую положили на звезду в ротонде. Учитывая недавние майские праздники, состояние мемориала средненькое. Облупленная краска, провалившаяся плитка…

Спутниковая карта
Установлена в нескольких минутах ходьбы от Ил-2. На улице Строителей, практически через дорогу от гостиницы "Дубна".
Координаты: 56.745101, 37.172637

Если Золотая гиря стоит как привлекательный элемент спортивного комплекса, то остальные памятники заставляют задуматься. Стоя у ротонды, глядя на волны Волги, невольно задумываешься, а так ли было необходимо отправлять своих солдат в чужую страну, защищать чужие интересы? Ведь те, кто принял такое решение, сами не поехали выполнять “интернациональный долг”.

Другие части обзора памятников в Дубне: часть 1, часть 2, часть 3.

Подписывайтесь на новости блога, расшаривайте в соцсетях эту заметку. Всех благ.

Понравилась статья? Поделись!

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение

Метрика Яндекса