Из Москвы до Дубны ходит электричка. С Савёловского вокзала, до станции Большая Волга можно доехать на зелёной электричке за 3 часа. Выходя из здания станции сразу открывается вид на тыльную сторону нашего первого памятника.
Транссиб №512
Возле железнодорожной станции “Большая Волга”, есть “инсталляция” под названием “Транссиб №512”. Её главным и единственным элементом является танк-паровоз 9п-742. Памятник установили в 2001 году и приурочили сразу к трём датам:
- 150 лет открытия железнодорожной линии Санкт-Петербург Москва
- 100 лет Транссиба
- 45 лет г. Дубна
Название вида “танк—паровоз" не означает, что паровоз имел башню или орудие для стрельбы. Такие паровозы не имели специального вагона “тендера”, в котором размещались вода и топливо. У танка-паровоза были собственные баки, которые назывались “танками” (от английского “tank” - большая ёмкость для жидкости). Из-за этого подобные паровозы преодолевали меньшие расстояния, чем паровозы с тендерами.
9П - тип паровоза — маневровый промышленный паровоз. Такие паровозы использовались для работы на железнодорожных узлах и крупных предприятиях. Например на сталелитейных заводах, угольных карьерах и т.д. Или для перевозок на небольшие расстояния между станциями где танк-паровоз мог “подзаправиться.”
- Запас воды — 5м³ (позже 6,5 м³)
- Запас угля — 2м³
- Мощность — 320 л.с.
- Конструкционная скорость (максимальная безопасная) — 35 км/ч
На средней паре колёс отсутствует гребень, для повышения манёвренности. Подобная конструктивная деталь позволяет эксплуатировать паровоз на рельсах с меньшим радиусом поворота, нежели на линиях для перевозок пассажиров и многосоставных товарняках.
Также на памятник установлены фальшивые буфера. С обеих сторон, установлены механизмы автосцепки.
Памятник является примером варварского отношения к истории. На нем размещён двуглавый орёл, которого там не могло быть изначально, поскольку этот паровоз выпускался с 1935 года.
Поручни, которые можем наблюдать по периметру котла, являются фантазией “реставраторов”. На местах “прогулочных площадок” должны находиться танки для воды, облачённые в обшивку.
Защитой подобного вандализма может служить название памятника “Транссиб №512”. Возможно авторы вкладывали некий смысл в подобную трансформацию. Строительство Великой Сибирской Магистрали началось в 1891 году, в период царской России. Возможно отсюда и двуглавый орёл на памятнике. Но Дубна не имеет отношения к Транссибу. И чем объяснить остальные “ошибки”? Иных объяснений издевательству над паровозом найти не удалось.
Есть информация, что раньше можно было залезать в кабину. Но сейчас она заперта. Внутри следы подросткового отдыха. Очень жалко, что некогда действующего трудягу так изуродовали ради неизвестных целей.
“Холуи всегда бегут впереди паровоза — у них на лбу барометр”(с)Евгений Ройзман
Ленин
В 5-10 минут езды от паровоза установлен гигантский памятник Ленину в Дубне. 99% кто его видел, видели именно с этого ракурса. Оживлённое шоссе проходит за его спиной. Это второй в мире, по высоте, памятник Ленину. Его высота 25 метров + постамент 12 метров.
Установлен к первомаю 1937 года, на канале имени Москвы (в то время он назывался “канал Москва — Волга”), в честь открытия по нему судоходного движения. Разумеется первым судном, прошедшим канал, был теплоход “Иосиф Сталин”.
В то же время, на другом берегу, напротив, поставили столь же величественного Сталина. К сожалению, во времена деcталинизации его снесли путём подрыва постамента. фото с сайта nasledie.dubna.ru Тем самым уничтожив половину композиции.
Оба монумента были установлены на берегах канала имени Москвы, на границе Тверской (на тот момент Калининской) и Московской областях, в начале “Московского моря” (Иваньковское водохранилище). В те годы это ещё не была территория города. Город Дубна будет официально создан 23 года спустя.
Со стороны города к Ленину ведёт аллея, по краям которой растут многолетние туи. Тут практически всегда тень. Удивляет отсутствие лавочек.
Строителям канала “Москва — Волга”
Если Ленин и Сталин поставлены в честь достижений СССР. То в начале аллеи установлен камень, в память строителей канала “Москва — Волга”.
Строительство канала имеет медийную историю — стройка века, 200 экскаваторов и т.д. И земную историю — строительство канала было поручено НКВД СССР. Что оставило свойственный организации отпечаток — приказом ОГПУ № 889с от 14 сентября 1932 года был создан Дмитровский исправительно-трудовой лагерь. Самое крупное отделение ГУЛАГа. В нем содержалось до двухсот тысяч заключённых, которых назвали “каналармейцы”. Официально в Дмитлаге умерло более двух десятков тысяч человек.
На табличке надпись: “Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь“. Это из Библии, “Книга Екклесиаста”.
Памятный камень и памятник Ленину находятся недалеко от Иваньковской ГЭС. Конкретный адрес не присвоен, ориентируйтесь по ГЭС или координатам: 56.731014, 37.124577
Так получилось, что номенклатурщики ставят памятники, они же их уродуют и уничтожают. Памятник “Транссиб-512” исковеркан в угоду непонятной задумке, а памятник Сталину уничтожен в стремлении угодить духу времени.
Грустный обзор, задумчивая история, внушительные габариты — итог посещений этих памятных мест. Приезжайте поразмышлять.
Другие части обзора памятников в Дубне: часть 1, часть 3, часть 4.
2 комментария